Чип-тюнинг двигателя: что нужно знать

Автолюбители владеющие «умными» машинами часто сталкиваются с такой вещью как чип-тюнинг двигателя, правда, не все знают механизм её действия. Главной целью данного вида тюнинга выступает стремление нарастить реальную мощность автомобиля. Достигается эта цель путём сложных специфических манипуляций с бортовой электроникой авто.

Именно сложность чип-тюнинга делает его не самым распространённым видом доработки автомобиля. Сразу стоит отметить, что пытаться выполнить такие работы собственными силами — непростая задача, которая к тому же небезопасна для бортовой электроники.

В тоже время, обращение к специалистам будет связано с существенными затратами, порядка 10-12 тысяч за проведение работ (исходя из модели авто). В связи с этим, прежде чем выяснять, как проводится чип-тюнинг необходимо представить, для чего он предназначен.

Зачем делать чип-тюнинг двигателя

По своей сути чип-тюнинг автомобильного двигателя представляет програмную перепрошивку заводского блока управления. Увязка процесса исключительно с отладкой программной части естественно не предполагает прямого вмешательства в непосредственную систему двигателя, а это позволяет существенно сэкономить время на работу (в среднем процедура чиповки занимает час работы).

Тюнинг по смысловому содержанию в языке происхождения термина (английское слово) означает настройку. Однако современные тенденции на рынке автомобильных усовершенствований не позволяют разделять такие работы как переделка и тюнинг. В связи с этим начать рассмотрение чип-тюнинга следует с определения общих видов тюнинга, проводимого в настоящее время.

  1. Совершенствование имеющихся компонентов. Это довольно сложные и продолжительные работы по доработки.
  2. Замена установленных компонентов на более совершенные. Это процесс улучшения автомобиля за счёт естественного развития технологий, но цена такой доработки выше.

Так в чем же суть чип-тюнинга? Инжекторные силовые установки оснащаются электронным блоком управления, который обеспечивает функционирование двигателя в соответствии с заложенным алгоритмом. Так программой управления контролируется, сколько грамм топлива вбрасывается в систему при прохождении определённой массы воздуха (например, на каждые 15 кг воздуха 100 грамм топлива). Сохранение пропорций смешивания – один из ключевых моментов, обеспечивающих мощность двигателя.

Автопроизводители, создавая технику, выбирают между программированием максимальной производительности и экономией топлива. В результате большинство автомобилей характеризуются средними показателями, не раскрывающими весь потенциал техники, но обеспечивающих комфортное вождение. Однако некоторые автолюбители готовы сделать свое авто максимально мощным, несмотря на повышение расхода топлива. Изменение настроек двигателя и является чип-тюнингом.

Назначение чиповки двигателя

Можно выделить несколько основных причин, побуждающих автовладельцев прибегнуть к чип-тюнингу силового агрегата автомобиля:

  • Низкая динамика. Эта проблема связана с медлительностью во время разгонов или резким обрывом максимальной скорости. Решением может стать как капремонт силового агрегата, так и чиповка.
  • Высокий расход топлива. У некоторых автолюбителей задача обратная – необходимо побороть высокое потребление топлива.

Все эти проблемы можно решить, выполнив профессиональный чип-тюнинг. Относительно первой проблемы, такой вид доработки двигателя позволяет поднять мощность в пределах 20 л. с. с каждого литра объёма установки. Таким же образом можно достичь снижения расхода за счёт стабилизации работы системы. Однако стоит помнить, что не всегда удаётся добиться требуемых изменений, подробнее об этом читайте ниже.

Оборудование для чип-тюнинга

Проведение тюнинга двигателя потребует наличия:

  • Ноутбука (ПК не подойдёт);
  • Кабеля K-Line для подключения к блоку управления (эти кабеля отличаются у разных моделей);
  • Инструмент для снятия панели;
  • Программа для обновления (подбирается под модель авто);
  • Сама прошивка.

Убедившись в необходимости тюнинга и подготовив всё необходимое, можно приступать. Алгоритм чип-тюнинга силового агрегата подразумевает:

  • соединение блока управления с ноутбуком;
  • включение зажигания (на 5-10 сек.);
  • отключение двигателя, в результате должна установиться связь с ноутбуком (если этого не происходит, то повторяем первые шаги);
  • установку новой прошивки через программу (нажимаем старт процесса – кнопка «калибровка», «обновление» или иное).

Чип-тюнинг для дизеля – особенности

Большинство людей полагают, что между силовыми агрегатами, работающими на дизеле и бензине, имеется принципиальная разница. Однако, с позиции чип-тюнинга, они полностью равнозначны. Так что для работы с дизелем потребуются те же инструменты и этапы работы. Но специфика в тюнинге всё же имеется – это наличие возможности более тонкой настройки дизельного двигателя.

Весь процесс чип-тюнинга силового агрегата длится всего лишь 20 минут, но очень важно контролировать наличие питания ноутбука от сетевого источника. Это связано с тем, что отключение до завершения настройки приведёт к неисправимому повреждению блока управления двигателя.

Чем хорош и плох чип-тюнинг силового агрегата

Реализация чип-тюнинга автомобильного двигателя может привести как к серьёзным положительным изменениям в работоспособности, так и к отрицательным итогам. В связи с этим приступать к этой процедуре стоит только после основательного изучения литературы и практического опыта, связанного с конкретной моделью машины.

Плюсы чип-тюнинга:

  • Повышение мощности двигателя, причём на конкретных оборотах. Данное уточнение важно понимать и учитывать. Означает оно то, что максимальная скорость после тюнинга будет достигаться на более высоких оборотах, а на низких машина серьёзно потеряет.
  • Увеличение крутящего момента. Здесь ситуация такая же как и с мощностью.
  • Снижение расхода топлива, правда, возможно и увеличение «прожорливости».

Минусы чип-тюнинга:

  • Сокращение срока службы двигателя.
  • Затруднение запуска при отрицательных температурах. Это один из самых простых и легко решаемых минусов – достаточно установить предпусковой подогрев.
  • Нестабильность машины «на низах», но это зависит от качества прошивки.

Наращивание производительности силового агрегата за счёт чип-тюнинга это реальная возможность изменить авто. Однако надо учитывать, что улучшения в настоящее время приводят к сокращению продолжительности «жизни» двигателя.