Тюнинг: что можно сделать с автомобилем, если хочется большего

Сегодня человек покупает автомобиль, не руководствуясь идеей просто купить нечто, способное доставить его из точки А в точку Б.

Машину подбирают, исходя не только из комплекса задач, для решения которых её предполагается использовать, но и из личных эстетических предпочтений. При этом придирчиво подбирается марка авто, класс, форма кузова, мощность двигателя, цвет машины и комплектация салона.

Но уже появилась целая армия автомобилистов, которых не устраивает безликая обыденность серийного автомобиля. Они вносят изменения в любую машину в соответствии со своим представлением об индивидуальном транспортном средстве. Весна уже не за горами, и эти люди вновь примутся за своё.

В ранее опубликованных статьях, посвящённых тюнингу, я уже рассмотрел лишь одну из сторон данного явления – собственно обвес, от «фирменных» образцов до самодельного производства.

Однако понятие автотюнинг, без сомнения, гораздо шире, нежели только вмешательство в стайлинг. А потому для тех, кто решил присоединиться к «продвинутой» группе людей, имеющих авто «не как у всех», предлагаю небольшую классификацию тюнинга, чтобы начинающему «передельщику» было легче определиться: до какого уровня конструктивных изменений он готов дойти.

И давайте определимся сразу. Тюнинг – это слово, которое всё больше входит в жизнь не только любителей «газа до отказа», но и среднестатистических автовладельцев. И, в принципе, любое усовершенствование, в какой-либо мере улучшающее (изменяющее) как внешний вид автомобиля, так и его технические характеристики, подпадает под это понятие. «Мухоотбойник» на капоте или рычащую насадку на трубе глушителя уже можно считать начальным уровнем тюнинга. Хотя, конечно, всё намного сложнее.

Внешний тюнинг

Этот уровень тюнинга считается самым безобидным и безопасным для автомобиля, поскольку не предполагает никаких изменений, существенно влияющих на тактико-технические характеристики. Зато ваше авто будет выделяться в городском потоке, и вы не спутаете его на стоянке ни с каким другим. Долой безликий кузов! Да здравствует оригинальность и красота!

В моде сейчас альтернативная оптика – иные фары, вычурные фонари. И это все накладывается на достижения в технологии новых светодиодных и галогеновых ламп (о ксеноне не говорю принципиально, исходя из действующих законодательных нормативов). К тому же дополнительные повторители поворотников, габаритные указатели, неоновые подсветки разного типа продаются у нас в большом ассортименте, от наборов комплектующих деталей (для тех, кому хочется изготовить что-то индивидуальное, эксклюзивное) до готовых решений.

Только не забывайте при этом о пределах разумного – не превращайте автомобиль в новогоднюю ёлку.

Внешность машины зачастую кардинально меняется даже только из-за одного переднего пластикового обвеса-фартука, когда вместо штатного бампера устанавливается стильная «губа», царапающая асфальт. Главное, при этом не забывать о качестве дорожного покрытия и «вырастающих из-под земли» люках. Весьма популярны накладки на пороги, задние бамперы, антикрылья и всевозможные спойлеры.

Тонировку тоже не следует сбрасывать со счёта – сегодня в специализированных отделах можно найти довольно экзотические расцветки тонировочной плёнки и к тому же по различной цене. Однако помните, что дешёвая плёнка живёт очень мало, и соблюдайте установленные нормы ПДД.

Что касается широких кузовных плоскостей, то достаточно наклеить какой-нибудь рисунок, вырезанный из оракала, на двери и крылья – и автомобиль станет выглядеть гораздо интереснее.

Более эстетичный, но, конечно, и дорогой способ индивидуализации машины – аэрография. Поклонники такого дизайна считают, что она действительно стоит потраченных денег, поскольку красивая и «глубокая» разрисовка с множеством полутонов не идёт ни в какое сравнение с любой, даже с самой качественной «залипухой».

Замечу, рисунки на поверхностях будут действительно выглядеть классно только при условии, что у вас есть не только развитое чувство прекрасного, но и художественное мастерство вкупе с умелыми руками. Любая небрежность в этом деле способна не просто смазать желаемый эффект, а даже испортить весь облик машины.

Так что если такое вам самим не по силам, лучше воспользоваться услугами тюнинг-ателье, где дизайнеры подберут «стильный прикид», а мастера произведут все необходимые работы. Впрочем, это касается любых работ по кузовному апгрейду вашей «ласточки». Причём есть мастерские, где в работе используют готовые покупные детали, а есть и такие, где самостоятельно изготавливают по своим матрицам обвесы и детали экстерьера.

А вообще, тюнинг – вещь затягивающая. Не исключено, что внеся изменения во что-то одно, вы захотите улучшить и нечто другое. Потом третье, четвёртое, пятое… А там, глядишь, и на глубокий тюнинг потянет. Специалисты говорят: тюнинг не имеет конца и финансовых ограничений.

Интерьер-тюнинг

Усовершенствование салона – это уже следующий этап тюнинга (хотя, бывает, первый и второй этап меняются местами). Здесь всё ну очень индивидуально. Просто однажды наступает момент, когда человеку перестаёт нравиться штатная компоновка, и он принимается видоизменять панель приборов, добавлять новые кнопки, датчики…

Бывают случаи, когда владелец захотел просто поменять штатный руль на спортивный, а закончил всё полной перетяжкой и шумоизоляцией салона.

Кто-то ограничивается новыми чехлами на сиденья, а кто-то целиком заменяет их спортивными «ковшами» или вальяжным кожаным диваном. Для одного тюнинг салона – это замена пола, потолка, дверных ручек, рычагов, подсветки. А для другого – это максимальная укомплектованность всевозможными электроприводами и электронными девайсами. Есть даже такие, кто художественно расписывает салон или превращает его в живой цветник.

Музыкальные компоненты, кстати, тоже можно отнести к особому виду доводки машины. Однако грамотно заинсталлировать музыку Hi-End класса – дело не простое. Работа эта тонкая и недешёвая. Но если вы настоящий аудиофил, то не стоит экономить на собственном удовольствии.

Углубляясь

При превращении машины в streetracing’овый автомобиль изменения касаются в большей степени двигателя и ходовой части. Так что при малейшем просчёте полученное может оказаться не совсем адекватным вложенным средствам. На этом уровне уже требуются инженерные расчёты, ибо любая погрешность может привести к необратимым последствиям. Слишком жёсткие амортизаторы убъют подвеску, а неверно подобранные передаточные числа главной передачи КПП полностью сведут на нет все усилия по улучшению динамических качеств.

Однако в этом деле, как правило, всё происходит так: достаточно озаботится заменой в двигателе обычных распредвалов на «широкофазные», как тут же попадёте на доработку клапанного механизма, масляных и охлаждающих каналов, впускного и выпускного коллекторов и пр. К тому же при возросшей мощности необходимо будет внести изменения и в механизм сцепления, и в тормозную систему… А начиналось вроде как совсем безобидно.

В общем, это уже тот уровень тюнинга, на котором помимо немалых денег и специального оборудования требуются профессиональные знания и точный расчёт.

«Ракета» по определению

В самую вершину айсберга тюнинга можно поставить постройку настоящих дрэгстеров. Именно постройку, поскольку такую работу переделкой уже не назовёшь. На изготовление и доводку монстров, способных преодолеть классические 402 метра дистанции менее чем за 10 секунд, нередко уходят годы и, безусловно, не один десяток тысяч долларов.

Зачастую в дрэгстерах от серийного автомобиля-донора остаётся одно лишь название. Даже кузов переделывается в угоду аэродинамике. А уж узлы и агрегаты меняются и модифицируются однозначно. В дело идут все последние достижения научной мысли из авиационных и космических отраслей. Вдобавок такое авто комплектуется высокотехнологичной электроникой, ежесекундно изменяющей состав входящей топливной смеси, фазы газораспределения и ставшей уже обязательной системой с закисью азота для кратковременного повышения мощности. И всё это – на фоне чёткого баланса между облегчением веса и увеличением запаса прочности.

Кстати, вопреки голливудским байкам в реальной жизни эти автомобили никогда не выезжают на дороги общего пользования. Даже на соревнования их привозят автовозом. Да и в каком отделении дорожной полиции возьмутся оформить такую машину? К тому же ни в какие экологические нормы, понятное дело, дрэгстер ни за что не укладывается.

Впрочем, это, скорее всего, уже вовсе не хобби, а уровень профессионального автоспорта. Тем более что для управления такой «ракетой» нужна особая подготовка. Хотя не исключено, что кое-кто, начав однажды с прикручивания спойлера на багажник, дойдёт до этого уровня.